суббота, 21 января 2012 г.

Детсадовский вопрос в наших краях

В течение последних пары недель неоднократно на русскоязычных форумах слышал опасения российских родителей о том, мол "как же в Канаду с детьми ехать - они ж языка не знают", или "у вас там в Канаде садики дюже дорогие - это не по карману эмигрантам", или "дети привыкли к российской среде обитания - как же они будут в этой чужеродной среде существовать", и т.п.

Честно говоря, сначала списывал подобное на какие-то страхи отдельных личностей... Однако, в последнее время подобные высказывания звучат с ужасающим постоянством от множества моих российских знакомых. Это привело к мысли о необходимости дать небольшую успокоительную пилюлю по заданной теме :)

Во-первых, говоря о детсадах в Канаде, не стоит их рассматривать с точки зрения советской системы (по обыкновению, поскольку Россия в этом плане по прежнему пользуется советской системой, давайте называть вещи своими именами). В частности, здесь большие здания детсадов, окруженные громадными детскими игральными площадками - большая редкость. Нет, конечно же, некие аналоги есть - но их оооочень мало! И детские садики представлены, в подавляющем большинстве, небольшими учреждениями на несколько групп, разбитых по возрастному признаку, и небольших садиков, где детки всех возрастов находятся все вместе.

Чисто субъективно, исходя из нашего опыта поиска садика для Софьи, я б разделил их на следующие сегменты.

Половина представлена так называемыми "домашними садиками", которые открывают в частных домах хозяева (выделяя, к примеру, один-два этажа своего дома под эти цели), набирая 6-12 детишек разных возрастов - в этом случае в садике одна-три воспитательницы, в зависимости от количества и возраста детишек (это строго регламентируется законом). Эти домашние садики делсятся на просто частные и с аккредитацией. Во втором случае садик имеет государственную лицензию, и родители с небольшим доходом могут получать субсидии от государства на оплату детсадов. В первом случае все траты лежат на плечах родителей. Правда, в этом случае и оплаты чуть меньше. В большинстве случаев дети в подобных садиках больше занимаются играми, чуть-чуть обучением, на усмотрение владельцев и воспитателей.

Оставшая половина представлена небольшими профессиональными учреждениями с полудюжиной групп, где детки уже распределены в группы по возрастам, и профессиональными детсадами. В первом случае упор больше делается на определенные образовательные дисциплины, и детям приходится заниматься по определенным программам (не стандартизированным, но достаточно формальным). Таких садиков порядка 30% от числа всех. Ну и оставшаяся часть приходится на профессиональные учреждения, близкие по духу к старым советским детсадам. Как правило, это целые сети, филиалы которых представлены во многих городах по нескольку штук в каждом городе. Здесь программы уже достаточно стандартизированы, воспитатели представлены профессионалами, существует строгая отчетность о деятельности и результатах, и т.п. Обучение в подобных заведениях проводится в игровой форме (это ж дети как-никак), но детям очень нравится, и результат просто отличный.

По началу, когда только приехали, определили Софью в "домашний садик", ибо я работал, а Юля пошла учиться.

На тот момент Соньке только исполнилось два года, и мы хотели чтоб она побольше общалась с русскоязычными сверстниками. Соответственно, нашли поблизости домашний детсад с русскоязычными воспитательницами, где большинство деток были из подобных нам семей. Так что по началу у Софьи вливание в коллектив было слегка облегченным :) хотя длительным. Потом появились детки местные, и она начала дружить с ними. Буквально через полгода уже начала потихоньку говорить на местном диалекте, а через год-полтора уже болтала с ними вовсю. В общем, это было аккурат то что нам нужно!

Чуть позже, уже после переезда в новый дом, перешли в другой детсад, который относится к третьей категории, профессиональных детсадов - ибо он оказался ближе к дому, а также мы получили субсидию на покрытие детсадовских расходов. Недавно субсидия закончилась, но Сонька к садику уже привыкла, позаводила множество подружек, и уходить уже не хочет :) хотя порой по старому садику тоскует и иногда в гости просится.

Так вот к чему это я говорю... Ребенок достаточно успешно влился в местную систему, не исптывает абсолютно никакого дискомфорта, не хуже местных детей говорит по английски. Причем прогресс идет по экспоненте. Сейчас мы всё чаще обращаемся к ней с вопросами чего-нибудь нам перевести :) Что же касается обучения в детсаду, то с детьми занимаются каждый день, еженедельно заведующая садика всем родителям по электронке отправляет подробный отчет за неделю - чем занимались, что изучали, какие результаты, какие у садика (и групп в частности) планы на следующий отчетный период, и т.п. Кроме того, постоянно интересуются мнением детей и родителей о происходящем процессе, и этой двусторонней связи уделяют большое внимание, с целью постоянного улучшения качества предлагемых услуг! Так что мы постоянно в курсе того что там происходит. В принципе, в словах заведующей нам не приходится сомневаться, глядя на поведение Софьи, которая дома, играя со своими игрушками, копирует поведение своих воспитателей (звук тихий, писалось на телефон!)



В частности, они каждый день изучают английский алфавит и новые слова (в свои четыре года Сонька уже отлично знает английский алфавит, русский и частично испанский, и уже потихоньку составляет и читает слова на "незнакомом языке"), а также какое-нибудь испанское слово (это уже опционально, в каждом садике сами определяют какой язык дополнительный детям добавить в изучение); часто проводят так называемые "show and share" ("покажи и расскажи") в процессе которых ребенок приносит какую-нибудь вещь или игрушку из дома, и перед всей группой рассказывают о ней и отвечают на вопросы других детишек.

Последнее просто таки шикарная возможность для детей, ибо учит их с малых лет не бояться публики, учит умению выступать перед аудиторией, и т.п. Вообще, как уже упоминал в топике про образование, детей здесь с ранних лет приучают к самостоятельности, и достигают в этом громадных успехов! Если раньше Сонька была весьма стеснительной и зажатой барышней, то сейчас эти проблемы просто ушли! Ей самой нравится выступать перед другими, показывать и рассказывать... Правда, в незнакомой обстановке и с незнакомыми детьми по началу еще жмется, но, тем не менее, и там прогресс наблюдается - в декабре ходили на "новогоднюю ёлку", организванную русской общиной в Калгари... так она уже не боялась выходить с другими детьми танцевать и хороводы водить. Раньше так вообще от наших рук не отрывалась. Кроме того, в садах просто таки огромное количество подручных материалов для любых видов деятельности - хочешь рисуй, хочешь лепи, хочешь конструируй, хочешь читай, и т.п. Плюс к тому, воспитательницы активно вовлечены в процесс, и делают всё тоже самое вместе с детьми - валяются на полу, лепят-красят-ковыряются-читают... Дети их просто обожают! :) Что касается воспитательниц, их в группе по три человека, из расчета "одна воспитательница на пять-шесть детишек". В общем, разговоры о том что дети в местных садиках предоставлены сами себе и растут тупыми растениями не обоснованы и не соответствуют действительности. Безусловно, есть разные детсады, и про негативный опыт я также слышал... но хочется отмеить, что позитива на порядки больше. Кроме того, вопрос детсадов здесь решается достаточно просто - не понравился один, взял и перешел в другой, без становления в очередь еще до рождения ребенка. Хотя, в большие профессиональные сады порой есть очередь - к примеру, нам пришлось ждать два месяца до момента когда в желаемой группе появится место на полную неделю (до этого Сонька ходила два дня в неделю, и три дня в свой старый садик) - но это, скорее, исключение чем правило.

Так же на наш взгляд очень большой плюс заключается в возможности для родителей видеть чем же занимаются их дети - в каждой группе в детсаду установлены веб-камеры (в группах, и на площадках уличных также)


В общем, опасения на тему того что ребенок не впишется и/или отупеет в местных садах напрасны :) Скорее произойдет с точностью до наоборот - он скорее вас впишется в местную дествительность, и станет местным! Тоже самое и произойдет с его языком - попав в эту среду, он уже через несколько месяцев будет болтать совершенно как местный. В нашем случае Софья дома говорит только по русски (это правило!), с друзьями вне садика, в подавляющих случаях, тоже по русски (поскольку друзья в большинстве своем русскоязычные), и только в садике и среди своих садиковых подружек - по английски. И это абсолютно не представляет для нее никакого дискомфорта. Так что не бойсь... :)

Теперь же что касается разговорах о "дорогих детсадах" - здесь вопрос несколько неоднозначный, но также больше стереотипный для большинства россиян. С одной стороны, детсады действительно не относятся к разряду дешевых - бизнес есть бизнес, и хорошее качество будет стоить дорого, хотим мы этого или нет. Соответственно, за качественный уход за своими детьми приходится хорошо платить... Говоря языком цифр, домашний детсад обходится порядка 600-800 долларов в месяц, полупрофессиональные садики стоят около 800-1000 ежемесячно, и профессиональные уже от тысячи до полторы. Вроде бы, если глянуть на цифры, это дорого... Однако, взглянув на проблему с другой стороны, картина получается более радужная :) В частности, средний достаток одного работающего составляет порядка 2-4 тысяч в месяц, двух - умножайте на два. А теперь посчитайте какую долю от общей суммы семейного дохода составляют расходы на детский сад :) Безусловно, многие эмигранты не могут сразу оба найти работу (да и местные семьи зачастую представлены только одним работающим в семье, в то время как на другом лежат заботы по "поддержанию очага"). В этом случае государство оказывает хорошую поддержку подобным семьям - к примеру, субсидируя оплату детсадов, выдавая ежемесячно определенные суммы из провинциального и федерального бюджета на всех детей до 18 лет (или 16, сейчас точно не помню), переводя ежегодно суммы на детские накопительные счета "на образование", и т.п. Все эти субсидии и поддержки реальные, а не пафосно-показательные копейки! К примеру, по приезду у нас субсидия на Соньку была в районе 800 баксов в месяц на садик, плюс ежемесячные "детские" поступления порядка шести с половиной сотен (поддержка от провинции и федеральная), и что-то около двух с половиной тыщ ежегодно на "накопительный счет на образование" (в дополнение к тем деньгам, которые мы сами на этот счет кладем), и еще какая-то мелочевка. Ну? И после всего этого как-то несерьезно говорить о том что сады дело тяжелое и накладное... Так что данный стереотип тоже оказался несколько не соответствующим действительности :) Опять же, говоря языком наших цифр, первый садик обходился нам что-то в районе 800 долларов, второй - 1000 (с текущего момента - 1300). Но я б не сказал что это прям так уж сильно бьет по семейному бюджету, и заставляет нас трудиться по 14-18 часов ежедневно, во всем себе отказывая :)

Резюмируя выше сказанное, хочу отметить, что нет смысла отдаваться на заклание стереотипам, и надо отдавать себе отчет в том, что если социалка в Канаде одно из самых приоритетных напрвлений, то детская социалка - это "the most important of the most important". Соответственно, надо забыть о безосновательных страхах :) и не забивать голову ненужными глупостями. Кроме того, хотел бы поделиться парой ссылок по теме - на Викитревелке, и на блоге наших друзей - думаю, это также добавит нотку оптимизма в заданную тему :)

11 комментариев:

  1. я Ваших новых статей жду сильнее, чем каникул в институте)

    ОтветитьУдалить
  2. Постараюсь попридержать следующие посты до Ваших каникул, чтоб всё же каникулы были более желанны :))

    ОтветитьУдалить
  3. неееееееееееееееееееет!!! я не смогу таааак!!!!!!!!)

    ОтветитьУдалить
  4. Примерно так себе и представлял, только размер субсидий удивил, думал меньше :).
    Спасибо, интересно и познавательно, as usual))

    Павел, помню Вы интересовались онлайн-курсами для становления произношения.. Если что-то нашли, как результаты? Помогают такие онлайн занятия? :)

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей, размер субсидий определяется множеством параметров.

    По мере возможностей, юзаю вот этот сайт http://www.englishcentral.com - хорошие видео-лингафонные ролики, плюс идет детализация и работа с ошибками. Про результаты говорить еще рано. Вот разберусь с текущими делами, начну более интенсивно заниматься (и ежедневно, что немаловажно!), тогда и о результатах поговорим :)

    ОтветитьУдалить
  6. (да и местные семьи зачастую представлены только одним работающим в семье, в то время как на другом лежат заботы по "поддержанию очага"
    ====================================
    И тут снова я... :))) Это не от желания НЕ работать, мамы , обычно, сидят дома. А потому, что если у вас двое детей детсадовского возраста, то садик станет вам в 1600-2600 в месяц. Т.е. это вся зарплата или почти вся, одного из родителей.И субсидия положена только, если оба родителя учатся или работают, но недостаточно зарабатывают. Т.е. скажем, одного отдать с субсидией в садик, а со вторым быть дома- не получится. Потому тут часто рожают погодков и сидят дома до пре-скул младшего.

    Так же курсы ESL не будут основанием для субсидий на садик. Т.е. ваша учеба для получения субсидии должна быть "академической", т.е. подтверждение или получение профессии. Правда, при курсах ESL есть присмотр за детьми на время занятий.

    На самом деле плата за садик 1300, это вероятно, в Калгари такая дорогвизна, потому что я знаю, что в самых дорогих садиках при университетах в Вс, где все воспитатели в бакалаврами в education, максиму цена 900 за 2-3 леток, потом -чуть дешевле.

    Да, еще может быть проблемой место для годовалого малыша, таких на группу может быть не больше одного в "домашних садиках", а в большинстве садиков детей вообще берут с 1,5 -2 лет только.
    А рабочее место за мамой сохраняют один год. Т.е. это тоже причина, почему рожают сразу погодков, и почему "сидят" дома с детьми.

    С другой стороны, если вам действительно это НАДО- учиться или работать, то найдутся варианты, помощь от государства, и все устроится ко всеобщему удовольствию. :)

    Regina

    ОтветитьУдалить
  7. Ну ладно я... прошел через всё это, плюс с десяток наших местных друзей и знакомых, нашего же возраста, и с детьми того же возраста что и наши - нам есть что рассказать, из реальной практики своей реальной жизни... Регина, я так понимаю Вы уже парочку своих детей через это провели? :)

    Во-первых, субсидия выдается не по причине работы и/или не-работы и/или учебы - а расчитывается исходя из общего семейного дохода за вычетом трат, "поддерживаемых государством". И если один из супругов учится, это даже ПОВЫШАЕТ вероятность получения субсидии, и даже более того - ПОВЫШАЕТ саму субсидию. Когда у нас Юля пошла учиться (на самые обычные языковые курсы, даже не ЕСЛ, и даже не в колледж), все её затраты на учебники и т.п. вычитались из общего дохода при расчете субсидии (тем самым понижая этот самый общий доход), что в итоге приводило к увеличению субсидии на детсад.

    Во-вторых, зачастую один в семье работает по той простой причине что второй именно содержит "домашний очаг". Глядя на наших соседей, больше половины из жен не работают - и не потому что не хотят... просто большой дом и семья требует ухода. Плюс к тому, канадцы как-то не особо стремятся "заработать как можно больше", а, скорее, наоборот - живут размеренной жизнью (just for fun) и довольствуются тем что есть.

    В-третьих, ни разу не слышал ни от кого что детей рожают с целью "сэкономить". Скорее, это просто "так получается, по неосторожности" :) Эвон в той же России миллионы семей с детьми-погодками. Они то чего пытаются сэкономить?

    В-четвертых, упоминая цифирки в 1300 необходимо акцентировать на каком-то конкретном детсаду, а не обобщать. Возможно, я что-то подзабыл... но память мне подсказывает, что упомянутые в топике цифирки начинались с 600 долларов в месяц. Если уж оперируете цифрами, то хотя бы сравнивайте "яблоки с яблоками" :) А то получается "Воркута... а я там сидел" :) Кроме того, думаю, цены в большом городе и в маленькой деревне всегда будут отличаться - хотя бы потому что ценовой уровень жизни в городе будет выше ввиду более высоких зарплат.

    В-пятых, мне сложно обсуждать выдуманную информацию. Первый садик, в который ходила Софья, сейчас набирает маленьких детишек - от значительно менее года до лет полутора группа. И? Полагаю, что таких садиков много - ибо родители предпочитают отдавать детей в сады/группы с детьми возраста своих отпрысков.

    В-пятых, в Канаде (слава всем богам!!!) главенствует не "НАДО учиться, и мы ПОПРОСИМ", а "государство ОБЯЗУЕТСЯ субсидировать вне зависимости от..." - поскольку последнее определено законом. Т.е. это не прихоть отдельных мамаш, а политика государства. В конце концов, можно зайти на сайт, и самим всё посмотреть. Вы же бухгалтер, думаю сможете там разобраться ;)

    ОтветитьУдалить
  8. хотя бы потому что ценовой уровень жизни в городе будет выше ввиду более высоких зарплат.
    ======================
    Зарплаты и цены в Канаде везде одинаковые. Странно, что вы не в курсе. Ну, кроме, "Северных территорий", а так разницы нет, все зависит от уровня позиции, И ТОЛЬКО.

    Если я не вырастила двух детей в Канаде- то я ничего не знаю про садики? У меня есть друзья, коллеги и знакомые среди канадцев разных возрастов, оттуда мои сведения о субсидях на садики и цены на них. И нет, я не сказала, что вообще не берут "младше 1,5 лет", я сказала, не всегда, и далеко не во все садики.

    Регина

    ОтветитьУдалить
  9. Зарплаты и цены везде одинаковые... хм... Наверное, не стоит ввязываться в дискуссию :)

    По поводу субсидий уже высказался чуть выше... :) наверное, нет смысла повторяться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, камеры в дошкольных учреждениях Канады устанавливают не для того, чтобы родители могли посмотреть, чем заняты их чада, а для слежки за персоналом, так как ранее были случаи, когда детей оставляли без надзора или били детей.

      "Дети их просто обожают!"
      Обожание детьми не может служить показателем хорошей работы персонала с детьми. Какая практическая польза от посещения таких групп?

      "...в садах просто таки огромное количество подручных материалов для любых видов деятельности - хочешь рисуй, хочешь лепи, хочешь конструируй, хочешь читай, и т.п."
      Почитала про дошкольные учреждения. Мне показалось, что это никакое не воспитание, а выпас детей. Кинули в группу и на этом обучение закончилось. Не потому ли канадские дети несколько тормозят в развитии, если их сравнить с их сверстниками в других странах, где есть нормальные детские сады?

      Катание воспитателей вместе с детьми по полу это что-то не очень нормальное. Я бы своих детей в такой садик даже бесплатно не отдала.

      "Если раньше Сонька была весьма стеснительной и зажатой барышней, то сейчас эти проблемы просто ушли! Ей самой нравится выступать перед другими, показывать и рассказывать..."

      Не факт, что это влияние дет. учреждения. Любой психолог вам скажет, что дети с возрастом меняются. И тихоня и скромница вполне может превратиться в раскованную барышню. К тому же, сейчас новое поколение. Вы не можете знать, каким бы стал ваш ребенок в других условиях. И не можете предположить, каким будет через 10 лет, особенно при таком "свободном" воспитании. Но дай Бог, чтобы у вас все сложилось благополучно.

      Удалить
  10. Безусловно, камеры служат для того чтобы наблюдать и за воспитателями в том числе.

    Обожание детьми воспитателей, на мой взгляд, и есть один из наипервейших показателей в воспитательном процессе. Поскольку через это дети пытаются следовать советам последних, и при правильном раскладе (методика обучения и воспитания) эффект многократно усиливается. По аналогии, в дальнейшем, бОльший эффект дают школьные учителя и ВУЗовские преподаватели, которые живут "на одной волне" со студентами.
    По-видимому, ваш подход, товарищ Аноним, это с детства отдать ребенка в тюрягу, закрепостить его по полной программе, и гвоздями вбивать знания :) Боюсь, подобный подход нам претит, ибо мы всё же хотим вырастить нормальных детей.

    Мне сложно обсуждать что Вы прочитали по причине отсутствия ссылок на читаемые ресурсы. Но имея опыт российских и канадских детсадов и школ, я однозначно склоняюсь в пользу последних. Выпас - это как раз таки в российских садах, где одна воспитательница мучается с тремя-четырмя десятками детей, предоставленных в большинстве случаев самим себе... В моем понимании, если с детьми проводят ежедневные занятия, результат которых виден не только по отчетам воспитателей и директора, это и есть положительный эффект. Что же касается развития, я уже затрагивал вопрос образования в Канаде где-то с год назад - судить надо по итогам, а не каким-то субъективным восприятиям. А итоги таковы, что из трех десятков канадских ВУЗов полдюжины (если не больше) прочно держатся в списке топ-200 лучших образовательных учреждений мира, в то время как из трех тысяч российских - только МГУ изредка туда попадает. Вот и весь сказ о воспитании и образовании...

    Что хорошо в нашем мире, так это возможность выбора... в том числе, и выбора детсадов :) Полагаю, Вы сделали хороший выбор для своего дитя, и может быть ему повезет, и несмотря ни на что у него тоже всё служиться удачно.

    ОтветитьУдалить