вторник, 24 февраля 2009 г.

Первый шаг на пути к авто - получение прав 7 класса

Ну вот, можете поздравить :) Вчера сдал автотест на права 7-го класса. Так что первый шаг по пути к собственным колесам сделан. Вообще, скоро уже наверное по ночам руки будут неосознанно сжимать кулаки "на два часа и на десять часов", а нога искать педали... После более чем десятилетнего вождения, вот уже три месяца без машинки - начинает колбасить. Нет, конечно же, каких-то серьезных проблем это не создает, на бытовом уровне, ибо в Ростове (два месяца без авто) на работу и с работы подкидывали, магазины все рядом, да и здесь пока также проблем не было, благо мир не без добрых людей :) Однако ж, просто неимоверно тянет присесть за штурвал, хочется покрутить баранку, подавить педальки, покричать "би-бииии!".

В подкорке зрела мысль о том, что пора, брат, пора таки заняться получением прав. Что и сделал пару недель назад, занялся. Первоначально на сайте альбертийского транспортного ведомства скачал книжку в формате PDF, по которой и начал готовиться. Чем удобна книжка в электронном виде, так это возможностью подчеркивать слова и/или сразу смотреть перевод (на компе стоит Lingvo, который по комбинации клавиш Ctrl+C+C сразу переводит слово или фразу). Электронный вариант прогнал через себя один раз, чтоб слова перевести и общий смысл понять. Потом, будучи в районе рэджистри, взял там книжку с правилами (полный аналог электронного варианта) и начал зубрить её. В принципе, двух полных заходов вполне достаточно для того, чтобы разобраться с правилами (при условии, что уже есть какой-то опыт вождения).

Правила альбертийские не сильно отличаются от российских. Есть, конечно же, некоторые расхождения, такие как поворот на красный направо, повороты по зеленым стрелкам, обязательный "шолдер чек" и т.п., по мелочам. Но в целом если есть опыт вождения по российским дорогам (и правила учились, а не обошлось их "покупкой"), то изучение местных правил вообще не проблема. Плюс к тому, необходимо сделать поправку на местные особенности в получении прав - сначала необходимо сдать теоретический тест (единый для всех, вне зависимости от уровня) и получить права 7-го класса, которые позволяют учиться уже практическому вождению. Ограничений куча, и два года надо отколбаситься на авто с обязательным присутствием чела с полными правами в машине (типа он подсказывать будет). После этого сдаются права на "неполный" 5-й класс (если мацацыкликст, то на 6-й), где также присутствуют ограничения, правда не столь существенные - нельзя пить за рулем, штрафных баллов поменее будет, нелья обучать других. В общем, я их назвал "права для домохозяек" (а им больше и не надо). Ну а поездив год-два на "пробных правах", можно уже сдавать дорожный тест на полный пятый класс, который позволяет рулить не-тяжелым и не-коммерческим автотранспортом. Потом идут права от 4-го класса и до 1-го, но это уже коммерческие и тяжелые авто. На их тему не заморачивался, так что ничего особо сказать и не могу. Кстати, если есть не-канадский опыт вождения более двух лет, то тратить годы на "испытательные" сроки не обязательно - можно сразу сдавать теоретический тест на 7-й класс и тут же на 5-й (полный или неполный, по желанию... полный посерьезнее и подороже). Хочу только отметить, что наши российские права забирают на проверку и больше их не увидишь - взамен уже выдают местные.

Если смотреть, в целом, по срокам получения прав водительских, то минимальный срок получения полных/нормальных прав - три года (если теорию сдал в 14 лет, то 4 года... здесь вообще права раньше чем в России можно получить). С одной стороны срок очень длинный. С другой стороны, на мой взгляд, это даже и к лучшему. Поскольку, во-первых, начать обучаться вождению можно еще до достижению совершеннолетия и не тратить потом зрелые годы на это дело, во-вторых, два года "дрессировки" на дороге это намнооооого лучше наших 7-ми часов практики, которые затрачиваются на уроках автовождения, ну и, в-третьих, есть возможность получения "простых" прав (что очень подходит для людей, дальность поездок которых ограничивается ближайшим супермаркетом).

В общем, после троекратного досконального изучения местных ПДД "догнался" еще и на инет-тренажере правил дорожного движения - вещь достаточно удобная для того, чтобы просто погонять самого себя и привыкнуть к манере и идеологии теста.

Планировал еще раз прочитать целиком книжку и несколько раз по сайту прогнаться, дабы двинуться на завоевание заветной корочки Driver's License подготовленным по самое нехочу. Однако, получилось всё слишком спонтанно (ну как обычно, впрочем :)).

Когда бошка ужо было начала пухнуть от работы, а дома никого не было (Юля ушла с Сонькой обкатывать новый сонькин девайс, о котором отдельно расскажу) и стало скушна, решил чем-то развлечься... И ничего умнее в голову не пришло чем "может поехать на права сдасться?". Сказано - сделано! :) Забег на сайт Калгари Транзит, глянул рейсы автобусов - ближайший проходил через нас буквально через 15 минут. Этого времени более чем достаточно для того, чтобы собраться, дотопать до остановки и там еще поторчать. Плюс к тому, хорошенький такой экспириенс по езде на местных автобусах :) Так что сомкнул в потных ладошках "книжечку" с билетами и рванул на остановку.

Как ни странно, автобус пришел точно по расписанию, в 14-45. Поскольку район наш удаленный и остановка почти конечная, то количество автобусонаселения было крайне мало - ограничивалось только водителем и мною :) ну это и замечательно - воспользовался возможностью помучать водителя вопросами того как вообще тут автобусами пользуются, чего нужно делать с билетиками, как пользоваться трансфером и т.п. Водила, конечно же, мало чего понимал из моих слов :) но, тем не менее, отвечал в попад. Так что к концу десятиминутной поездки я стал практически гуру автобусных путешествий.

Прежде чем двигаться в путь нашел адрес ближайшего к нам реджистри (раньше там уже был, книжку ПДД брал, но одно дело когда тебя кто-то мимо провозит, и совсем другое добираться самому, на общественном транспорте, и впервые). Реджистри находится на Сигнал Хилл, что совсем не далеко от нас. Гут! Вообще, реджистри здесь это такие частные конторы, которые занимаются здесь "общечеловеческим администрированием" или "государственно-административным аутсорсингом", т.е. берут на себя головняк государства в вопросах регистрации кого угодно и чего угодно. На сайте нашего написаны их услуги:
- ALL Motor Vehicle/Driver Transactions
- Road Testing/Learner Exams
- Corporate Registry Level III (Annual Returns, Incorporations, Trade Names - etc.)
- Personal Property Registry (Lien Searches/Registrations, WRITS etc.)
- Land Title Search(s)
- Legal Ease Kits (Do it Yourself help Kits)
- Boat Books & Exams (Mandatory-Federally by 2009!)
- Auto Trader Agent (We can take a picture of your car too!)
- NUANS Report(s) (required when naming your Company)
- WILL Registry (Registry location of your WILL)
- Birth/Death & Marriage Certificates, Legal Name Change
- Marriage Licences
- Commissioner for Oath
- CARPROOF Searches
- Charitable & Raffle Licences

Добравшись до Сигналл Хилл и поплутав там между моллами минут 20, нашел таки это заведение. Опять же, сравнивая наши ЗАГСы, налоговые, юстиции, ГАИ и т.п. (в общем, всё то, чем здесь реджистри занимается), опять же много непривычного - в России это громандые чопорные здания со множеством кабинетов, кучей народа в штате, громадных очередей и длительных сроков ожиданий... Здесь это комнатенка 5*10 метров, в которой сидит 4-5 человек из числа сотрудников и стоит одна живая очередь. Сотрудники занимаются всем из выше описанного списка - этакие и жнецы, и гребцы, и на дуде игрецы :) Кроме сотрудников и очереди здесь же помещаются стенды с литературой (халявной типа ПДД и т.п., а также платной - в основном, карты и что-то по страховкам), место для фотографирования, место для проверки зрения (для тех, кто по автоделам пришел), несколько кресел для ожидающих, шкафы с документацией, и три компа для сдачи дорожных тестов. Причем, всё находится в одном помещении, ничем не огорожено.

Мне повезло, очереди почти не было (точнее, вообще не было - ибо один человек, это не очередь). Сотрудница реджистри выслушала моё горячее желание получить местные права в обмен на российские, и, показав на угол с литературой, сказала, что там можно взять книги и по ним готовиться, а когда подготовлюсь, сюда же приходить для сдачи, плюс принести с собой документы подтверждающие личность, почтовый адрес и перевод прав. Почему-то очень удивилась когда узнала, что ПДД я уже прочитал, сдавать хочу сейчас, да и права уже переведены (спасибо Хьюман Ридеру за быстрый предварительный перевод). Пролепетав что-то на тему you're so prepared, показала на один из компов, сказав, что тест можно пройти на нем, что будет 30 вопросов из которых правильных должно быть не менее 25 (если я хочу обойтись без повторных сдач), ну а если типа вопросы возникнут, нужно просто поднять руку и кто-то из сотрудников подскочит. Поинтересовался по срокам, какой лимит по времени. Посмеялась и ответила, мол till the registry is open. В общем, ограничений здесь нет - сдавай до потери пульса пока они работают (а это с 9-00 утра до 8-00 вечера). Можно пользоваться словарями (которые предварительно прошерстят на предмет отсутствия шпор), при сдаче теста можно делать перескок на следующий вопрос (правда, каждый перескок допускается только один раз для каждого вопроса). Что еще. Первое время несколько непривычно... В России, как правило, собирают кучу народу, запихивают в большое помещение с партами и тусующимися между рядами надсмотрщиками, блюдут "тишину на экзамене". Здесь ничего такого нет - компы стоят в общем помещении, бэкграундом звучит рабочий шум, и сразу достаточно сложно сосредоточиться. Однако, очень быстро привык к гулу и перестал его слушать, сосредоточившись на вопросах.

Сам по себе тест оказался достаточно простым - на экране выводится вопрос, четыре варианта ответа и к каждому вопросу картинка в полэкрана, на которой изображен суть вопроса (знак, дорожная ситуация и т.п.). Плюс к тому, сами вопросы достаточно несложные (конечно же, если с ПДД знаком хотя бы одним глазком), ну а включение в процесс простейшего логического мышления еще более упрощает задачу. К примеру, вопрос - "за вами очень близко следует машина, по видимому хочет обогнать. Каковы ваши действия?". Ответы - 1) включу левый поворотник и останусь ехать также, 2) включу правый поворотник и уйду на обочину, снизив скорость, 3) останусь на полосе, но сдвинусь по максимуму вправо, чтобы дать безопасно себя обогнать, 4) резко нажму на тормоз, чтобы дать ему понять что мне не нравится его поведение :)) Короче, с первого раза не сдать это надо очень постараться. Если вдруг с первого раза не сдал, то приходи на следующий день (или когда захочешь) и пытайся по новой, и так далее в цикле. Каждая попытка стоит порядка 18 каксов.

В общем, через 12 минут, дав 25 правильных ответов на 25 подряд идущих вопросов, получил сообщение, что мол харэ тут сидеть, тест окончен.

Подошел к свободному сотруднику, сказал, что тест закончил. Тетечка выяснила ФИО и номер компа с тестированием, что-то поглядела в компе, распечатала бумажку, промолвив, что вот тебе, парень, бумажка, на коей написано, что ты тест прошел... валяй теперь учись баранку крутить. Далее получился следующий диалог:
- шо, и усё?!
- аха...
- точна?
- а шо ты истчо хотел?
- ну эта... там... права типа получить (переминаясь с ноги на ногу)
- а... эта...
- (утвердительное кивание головой)
- так а эта, а у тебя ж права то не нашенские (глядя на мою заламинированную бумажечку)
- ну... да... и?
- так ты её переведи и нам тащи...
- а потом?
- а потом мы тебе по почте пришлем права...
- и усё?
- аха...
- точна?
- да бля буду!
- а фоты?! для прав то...
- (задумчиво) мля... точна!
- (мысленно) хихи
- (типа озарило) дык эта, ты перевод принеси, а мы тебя тогда и сфотаем... а если хочешь, могём тебе прям щас зрение проверить
- хочу!
(поглядел в аппаратик, поназывал буковки и цифирки, сказал с какой стороны лампочки мигают, сказал какие знаки ближе и дальше расположены)
- ну теперь точно усё!
- ну тогда я пошел?
- да иди уж, иди...
- но только я скоро вернусь, с переводом прав!
- ю а велкам :)

Таким образом, потратив порядка 20-25 минут, прошел тест, оформился в реджистри, получил бумажку с положительным результатом теста и отправился обратно. Всё, я теперь уже почти под местного могу косить, как только по почте придет карточка (грозились в течение двух недель максимум прислать, но учиться водить можно уже по бумажке с результатами теста). И это без какого-то душевного-психологического надрыва. Траты составили что-то около 18 баксов за тест и 64 за права. Спустя час с копейками после выхода из дома был уже там же...

Ближе к вечеру подъехали в реджистри еще раз, отдал права и перевод, еще раз услышал, что права больше не увижу (российские, в смысле), ибо они отправляются в government на проверку, и там же оседают. После того как будет результат проверки (надеюсь, что положительный), можно сдавать дорожный тест, покупать машину и ездить. Проверять обещают в течение двух недель, и после 9 марта могу уже закончить эпопею (дали телефончик и сказали, что названивай и раньше, через недельку, возможно уже всё будет чики-пуки). Сразу же мою физиономию запечатлели, на мониторе показали, полчили добро на публикацию этой бандитской рожи на правах, и разбежались. В принципе, и всё...

Таким вот образом закончилась послеобеденная эпопея, начавшаяся с дурацкой мысли "а может поехать на права сдасться?" :)

Теперь, по мере приближения дорожного теста и получения (очень на это надеюсь) полных прав, более остро встал вопрос по авто. Точнее, по выбору авто...

Проблема в том, что каких-то особых предпочтений у меня нет, чего хочу не знаю... :( Когда-то давно хотел ПТ Крузер, но уже на ём накатался (по прежнему тянет, возможно купим его для Юли, в качестве второго авто). Потом хотел Крайслер 300С. Однако, хотелка закончилась аккурат по мере появления возможности потестдрайвить его - посадка низкая, окошки махонькие как бойницы... в общем, разочарование сплошное. Теперь что-то надо, но пока не поймал нить чего точно. Может, кто-нить что-нить посоветует? Хочется что-то не очень маленькое, на 6-7 посадочных мест, с "автобусной" водительской посадкой, 4-6-го года выпуска, вэн или сув, чтоб было надежное и на вид не очень ужасное. При этом в пределах 15-17 килокадов (плюс-минус). Пока с Романом посмотрели Хонду Одиссей и Пайлот, Субару Требека, Додж Дюранго, Тойоту Сиенна, Джип Гранд Чероки... В принципе, ничо так, но хочется еще более расширицца, мало ли :) Что еще порекомендуете глянуть?

12 комментариев:

  1. а «мацацыкликст» тоже должен «отколбаситься с обязательным присутствием чела с полными правами»? Я себе уже представил эту картину (((:

    ОтветитьУдалить
  2. А разве с правами 7 класса не год нужно проездить? Что-то ты меня совсем этими двумя годами опечалил. (((

    ОтветитьУдалить
  3. Леви, вот про мацацыклиста не скажу, ибо не знаю :)

    Валя, с 7 классом проездить год, если у тебя российских прав не было.

    ОтветитьУдалить
  4. Юля, Юля!!! /скандирует/ Даешь жене место у клавы, ибо не осиливаю я...

    ОтветитьУдалить
  5. "Ограничений куча, и ДВА года надо отколбаситься на авто с обязательным присутствием чела с полными правами в машине (типа он подсказывать будет)." Вот в этом месте ты меня испугал, что надо два года отколбаситься. ))) А вообще, я правильно понимаю, что получил права 7-го класса, и то, что ты за рулем (разумеется рядом с челом, у которого нормальные права) - уже никого не удивит? Это будет нормально? Типа, я учусь? ))))

    ОтветитьУдалить
  6. Валя, да катайся хоть до старости :))) лишь бы "учитель" рядом сидел (ну и срок у прав ограничен пятью годами... потом новая корочка понадобится)

    ОтветитьУдалить
  7. хм... с учителем везде, однако, неприкольно ездить. Тоже ж разные ситуации бывают — а ну как нужно поехать поздно вечером куда, ну и т.п...

    ОтветитьУдалить
  8. Не совсем ясна ситуация с российскими правами...

    "...наши российские права забирают на проверку и больше их не увидишь."

    А вариант, когда ты едешь в РФ и там тебе для вождения требуются права, канадской стороной не рассматривается ? Или все же их возвращают после проверки ?

    ОтветитьУдалить
  9. Я вам не скажу за всю Канаду, вся Канада очень велика... :)
    но у нас в Альберте изымают и больше их никто никогда не видел. Как правило, для возможности ездить потом в Россию и водить там, делают (будучи еще в России) в дополнение к обычным правам еще и т.н. "международные права", которые можно иметь совместно с российскими. Потом последние здесь отдают и получают местные. А российские остаются на руках.

    ОтветитьУдалить
  10. В Британской колумбии старые права возвращают владельцу вместе с новыми канадскими.
    Также после сдачи теоретическогго теста у нас нет промежуточных прав, то есть, сдевать вождение можно на следующий день (было бы место)

    ОтветитьУдалить
  11. По-видимому, правила и правда сильно меняются от провинции к провинции. Я читал, что после Альберты народ в Онтарио и Квебеке по началу путается - то ли на красный нельзя поворачивать, то ли что-то в этом роде...

    ОтветитьУдалить