воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Наши победители Олимпиады! ...или размышления о победах

Наблюдал сегодня игру по хоккею между нашей, канадской, и американской командами, в прямом эфире :) наши, по обыкновению, были на высоте! правда, и янки играли очень хорошо, технично, слаженно... и доставили нашим много неприятных моментов. Один только второй гол, буквально за минуту до окончания основного времени, много за себя говорит.


а теперь, собсна, о результатах и тому, что им предшествовало...
ехал сегодня домой с просмотра матча (у друзей смотрели) - проезжал сквозь наш райончик, и обратил внимание, что в нашем райончике с достаточно небольшим количеством жителей (порядка 3-3,5 тыс жителей) полдюжины футбольных полей, несколько теннисных кортов, две хоккейных площадки (открытых, только по холоду работают), много километров велодорожек, баскетбольные площадки, бейсбольные площадки, куча спортивных снарядов на плейграундах... Дети после школы зачастую собираются в команды и играют в спортивные игры, плюс на больших переменах в школах, длительностью почти в час, они в обязательном порядке выходят на улицу и играют в командные игры (обязательно выходят! если температура выше минус двадцать), плюс физкультура каждый день по часу (физра не в совецком понимании - здесь принято играть, лазить, бегать, прыгать). Кроме того, идет большая популяризация спорта - считается, что бегать-прыгать-ездить-плавать и т.п. - это очень здорово! И гос-во всяческими способами этому содействует - создает множество спортивных полей для различных видов спорта, возвращает налоги на суммы, потраченные на "здоровье, физкультуру и спорт". Добавим к этому просто таки неимоверное множество спортивных команд по различным видам спорта, организуемых местными комьюнити для детей этих комьюнити (в том числе и при поддержке гос-ва) - только для того, чтобы дети занимались любительским спортром ("just for fun" - чтобы просто побегать-попрыгать-побеситься). В прошлом мае я помогал организовывать городской турнир по европейскому футболу среди детей 4-12 лет - так вот при том, что европейский футбол далеко не самый популярный вид спорта здесь, детских любительских команд со всего Калгари собралось более сотни! И это только в нашей турнирной группе. Причем оборудование, снаряжение, форма и т.п. полностью у них как у профессоинальных команд - все это совершенно бесплатно, при поддержке спонсоров (которые оптимизируют налоги при подобных благотворительных "тратах"), государства, родителей (кто может себе позволить отстегнуть на благотворительность). Детям просто в кайф - почуствовать себя настоящими спортсменами, побегать по настоящим полям, в настоящей форме... родителям в кайф что дети заняты спортом (любительским, который полезен для здоровья, а не профессиональным, который здоровье гробит)... государству в кайф, что дети не по подъездам ширяются... В общем, все довольны и счастливы.

Таким образом, дети с самых младых лет живут в спортивном и около-спортивном окружении и много времени тратят на игры в "дворовых" командах. А это значит, что из тысячи "дворовых" игроков сотня идет в около-профессиональный спорт... из этой сотни полу-профессионалов десяток идет в профессиональный спорт... из этой десятки один выходит на олимпийский уровень! И получается, что победа канадской команды (точнее, команд - в различных видах спорта) обусловлены именно многочисленными дворовыми командами, которые "взращивают" будующих профессиональных спортсменов - ибо только обладая большой кучей потенцильных игроков есть шанс вырастить профессионала. Здесь можно провести аналогии-параллели с наукой - чем больше масса ученых, занимающися различными видами научной деятельности, тем больше шанс получения каких-нить нобелевских премий. Получается, что достижения в спорте обусловлены, в первую очередь, многочисленными детскими любительскими дворовыми командами, и только потом уже всем остальным. А без поддержки гос-ва этого не достичь, увы... Если вспомнить мое детство (70-80-е годы прошлого столетия), то ситуация была аналогична нынешней канадской - подавляющяя часть детей нашего поколения были задействованы в различных спортивных секциях, многие играли в дворовых командах, практически везде были различные спортивные сооружения (часто прям во дворах), стадионы и т.п. - совершенно бесплатно, с упором на самостоятельный детский спорт. В те времена и количество медалей у советских спортсменов на различных олимпиадах было несопоставимо больше, по сравнению с нынешними российскими. Вот и получается, что поддержка государства детского уличного спорта лежит в основе олимпийских медалей... а не пендали министру спорта, не обещения выплат по сотне тыщ зеленых за каждую медаль, не раздача люлей спортсменам - ибо невозможно "создать" чемпиона за один день! Чемпионов надо взращивать с детства, надо выбирать из огромной кучи, селекционировать, обучать - в общем, процесс достаточно длительный и крополтивый. И, опять же, без поддержки государства этот длительный процесс невозможен. И, глядя на текущие российские реалии, боюсь, что количество медалей на каждой последующей олимпиаде будет все меньше и меньше :(

3 комментария:

  1. Абсолютно правильная мысль - чем больше детей будет в спорте, тем больше выбор для тренеров и тем больше спортсменов мирового уровня можно вырастить. И дело не только в деньгах государства - в России не используются даже те ресурсы, которые есть. В каждой школе есть спортивный зал, в котором могли бы заниматься школьные команды по волейболу, баскетболу, при каждой школе есть спортплощадки, где, может быть сложно заниматься спринтом, но кроссом возможно вполне. Чиновникам от спорта не надо ждать денег от государства, чтобы их удачно "освоить", а заняться организацией соревнований школьного уровня и популяризацией спортивных достижений. Пусть вначале не будет красивой формы, но быть членом сборной команды школы и выступать на соревнованиях должно быть честью и мечтой для каждого школьника. Члены сборной района и города должны быть известны всем и стать объектом для подражания всех ребят. Героем новостей должен стать не пьяный водитель в погонах, а человек, достигший высот упорным трудом (не только в спорте, но и в учебе танцах и т.д.).

    ОтветитьУдалить
  2. Сейчас в наших (российских) школах перемены по 5 минут, "большая" - 10... Зачем их так уменьшили, совершенно не понятно.
    Помню, когда училась в школе, мальчишки на каждой переменке бегали в спортзал играть в футбол, тем более на большой перемене.
    Сейчас такого в школах не наблюдается. Количество часов физкультуры тоже снижается - в пользу новых, "жизненно необходимых" предметов. Бедные школьники загружены по самое немогу, очень жалко их бывает, когда видишь бредущими со школы с огромными портфелями-рюкзаками и бледными лицами...

    Дорогие канадцы, горячо поздравляю вас с победой в Олимпиаде в целом и, конечно, в хоккее, в часности! :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Олег, боюсь, что "...жить в эту пору прекрасную, уж не придется - ни мне, ни тебе" (с)

    Анна, про нагрузки в школах вижу воочию. Мой Антон в первом классе уроки зачастую до полуночи делал... здесь же школа больше похожа на некий клуб по интересам, где первые лет пять-шесть детей пытаются чем-нибудь заинтересовать, и только потом уже начинается настоящая учеба.

    ОтветитьУдалить