воскресенье, 17 июня 2012 г.

К вопросу о местной бюрократии

Довольно часто задают вопросы на тему "а чота ты всё какта о хорошем пишешь, а давай ка че-нибудь о плохом... не бывает же все время так что только одно хорошо". А и правда ведь, не бывает. И вот вам история...

Среди местных бытует выражение, что "в жизни человека нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов" - вот по второму вопросу и хотелось бы пройтись.

Как известно, подавляющее большинство государств существует за счет налогов своих граждан, и Канада не является в этом случае исключением. Соответственно, с целью повышения урожая налоговых сборов, с самого начала каждого года хитрые граждане из CRA (Canada Revenue Agency) начинают искать всякие уловки и лазейки. В этом году нам "посчастливилось" попасть в их поле зрения, и пережить череду захватывающих событий в квесте под названием "Канадская Налоговая Бюрократия".

Всё началось еще задолго до наступления этого года... 
Ввиду каких-то никому неизвестных причин, в базе данных CRA изменился наш домашний адрес. Причем изменился каким-то очень хитрым образом - а именно, некоторые письма стали приходить на домашний адрес Виты, хотя этот адрес ни коем образом не фигурировал ни в каких налоговых документах (ну разве что упоминали его при въезде в страну). Что забавно - некоторые письма приходили на наш адрес, а некоторые - нет. Эта котовасия длилась более года, однако на мои звонки в налоговую мне сообщали, что "странно... вот я щас прям гляжу на экран монитора, и вижу ваш текущий адрес"... и, по новой, опять некоторые письма приходили к Вите. Причем, что забавно, бывало что письма приходили в один и тот же день, но на разные адреса - чудеса, да и только.

Апофеоз наступил в начале этого года, когда опять же на адрес Виты пришло письмо с требованием предоставить им список документов из мест наших проживаний за последнее время (от лендлордов, копии налогов за дом), также письма из школ и детсадов детей - суть данного запроса заключалась в необходимости подтвердить наше проживание в Канаде, а также доказать что проживаем мы совместно с нашими детьми, которым щедроге Канадское Государство не менее щедро отсыпает ежемесячно в виде различных субсидий, пособий и т.п.

Как говорилось в письме, "что-то странное нынче деется у вас, как нам кажется... может быть вы дурите нас, и дети ваши живут где-то совсем не тут, и деньги вы у нас обманом выманиваете, и т.п.". Короче говоря, в течение месяца с момента отправления письма (вот ведь прикол! а если они отправили письмо не туда, как в нашем случае, или если мы в отпуске) мы должны предоставить все эти документы, подтверждающие что мы тут жили/живем, причем живем все вместе, что наши дети ходят в местные школы и детсады, и всё такое.

Ну ладна, нада так нада... Написал соответствующие запросы во все необходимые учреждения, приаттачив сканы запроса из CRA, и через пару недель (это Канада! тут быстро ничего не делается :)) все необходимые документы были на руках. То-то радость! Уложили всё в конвертик, бросили в почтовый ящик, и забыли об этом...

...на целый месяц! По истечению которого наша преждевременная радость была помножена на ноль. А именно, возвратясь домой из поездки, аккурат под вечер 1 апреля, нашли в почтовом ящике письмо, из той же CRA, в котором на предлагалось возвернуть денюжки, полученные в последнее время на наших детишек, ввиду того что мы "...не сообщили в CRA об изменении нашего семейного статуса, что является нарушением, и влечет за собой соответствующие последствия". Судя по тому, что письмо было в официальном "бежево-коричневом государственном" конверте, и на официальном синеньком бланке CRA, на первоапрельский розыгрыш это не походило.

Опаньки... Две радости в одной коробочке - во-первых, мы узнали что наш семейный статус вдруг претерпел изменения (а нам никто не сообщил!), и во-вторых, вынь да положь все детские полученные от государства (а сумма хоть и не безумная, но чуть более 20 тыщ баксов... что весьма неприятно!). В общем, большой и тяжелый налогово-бюрократический каток решил прокатиться по нам всей своей мощью.

Правда, CRA не стало сдавливать нам петлю на шее моментально, и дало ажно целых 90 дней на то, чтобы мы могли официально опротестовать данное решение.

Чем мы в тот же день и воспользовались...

В частности, для подачи аппеляции можно послать официальную форму, скачанную прям с сайта налоговой (http://www.cra-arc.gc.ca/E/pbg/tf/t400a/). Форма заполненяется неопровержимыми фактами нашей правоты, распечатывается, подписывается, и отправляется на указанный адрес для аппеляции. Второй вариант - можно подать аппеляцию прям на сайте налоговой, заполнив примерно такую же форму. Однако, второй подход требует наличия электронного эккаунта на сайте налоговой. В свое время заводил подобный эккаунт, однако за давностью лет забыл и логин, и пароль... :) Соответственно, дабы не ждать восстановления логина/пароля (а его налоговая присылает только по почте!), решили пойти по первому пути - а именно, скачали форму, и начали действо...

На этом месте хочется отметить, что человек я хоть и чрезвычайно добрый и умиротворенный, но гипертрофированное чувство социальной справедливости зачастую ставит горячее сердце перед холодным разумом, и заставляет совершать несколько опрометчивые поступки, направленные на пользу человечества конечно же... Короче, как тот Пендальф из "Братвы и кольца":
"Пендальф: Не скажи, Федор Михайлыч. Знаешь в чем сила, братан? Сила в добре! А добро можно делать только с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем. Слышал про такое, Федор? А тебе лишь бы мочить. Не мочить надо, а ставить на путь исправления и сотрудничества с администрацией. Десять лет на строгом режиме для этого вполне достаточно. Такое мое мнение. Добро всегда побеждает зло, уголовный кодекс надо читать - там добро всегда побеждает. 
Федор: Че ж твое добро - побеждает-побеждает, а победить никак не может?! 
Пендальф: Произошла типичная подмена понятий. И не путай теплое с мягким. Добро победит в перспективе, в отдаленном светлом будущем. Вот тогда настанет гармония и полная умиротворенность. А пока хватай шашку и режь эту сволочь направо и налево."

Так и в нашем частном случае, схватил шашку ручку, и давай опровержение в налоговую ваять...

Хорошо что между нами и налоговой тот момент оказался Рома, который с присущим ему чувством интеллигентности, несколько подправил мой текст - подобно макросу МС Ворда, позаменял "вы чо ваше тупые чтоли, охренели ваще" на "я очень вам благодарен за предоставленную информацию, однако хотел бы рассмотреть некоторые моменты...", "да пошли вы" на "с глубочайшим уважением пришу принять к процессу представленную аппеляцию", "сверните эти свои бумажки трубочкой и воткните себе в задний проход" на "в соответствии с предоставленной информацией, прошу вас пересмотреть...", "да вы там ваще охренели и зажрались суки" на "...по-видимому, какая-то странная ошибка имела место быть", и т.п.

К тому моменту я уже отошел, и, согласившись с доводами Романа, отправил в налоговую подправленный вариант... :)

Пару дней спустя наприходила еще кучка писем подобного содержания, где нас просили вернуть возвернутые государством налоговые возвраты, детские пособия провинциального масштаба, и еще чего-то там. Однако, уже вооруженные правильной бумажкой, мы упорно предоставляли учтивые ответы, сопровождая их копиями ранее предоставленных документов, и объясняя что какая-то ошибка в их ведомстве имела место быть, и на основании наших документов мы никаких семейных статусов не меняли, и не хотели бы чтобы наши денюжки перетекали в карманы налоговой, несмотря на всё наше глубочайшее уважение к сему ведомству.

По-видимому, красота и высота слога аппеляций (ну и в некоторой степени предоставленные документы, с которыми сложно было бы спорить) сыграли свою положительную роль - одним прекрасным днем нам позвонили из налоговой, и сказали что "звиняйте, братцы, ошибочка вкралась... мы к вам претензий не имеем, файл ваш закрываем, денюжки с вас не требуем, и давайте жить мирно". Ура!!! :)

К тому моменту мы уже восстановили наши электронные эккаунты на сайте CRA, и выяснили следующее. Как оказалось, к каждому человеку привязано два адреса, один - "адрес проживания", второй - "адрес для корреспонденции". В нашем конкретном случае один адрес оказался верным, адресом нашего дома, в то время как адрес для корреспонденции - домашним адресом Виты. Причины я так и не узнал... По идее, он фигурировать вообще ни в каких налоговых документах не может, ибо нигде и никогда не упоминался. По-видимому, у них там какой-то сбой произошел, что-то случилось с адресом для корреспонденции, и они "вернулись к начальной точке" - а именно, к точке нашего въезда в страну. Хотя, опять же - причем тут налоговая, этот адрес указывался для Министерства Эмиграции только. В общем, непонятки... Тем не менее, проблема решилась, и это хорошо...

Кстати, тут подумалось - вроде как в Канаде (как, впрочем и других буржуинских странах) нет института прописки (или как он там сейчас в России называется), и граждане вольны перемещаться куда и когда захотят, не оглядываясь на государство. С другой стороны, государство, путем таких вот нехитрых манипуляций (к примеру, обязательное информирование налоговой о месте проживания) держит граждан за яйки покруче всяких там прописок! Правда, опять же возвращась к изначальной стороне, граждан это как-то не очень напрягает ввиду отсутствия явной и прямой необходимости выполнения "обязательной повинности прописки/регистрации" (не изменившийся, по-видимому, с того самого Юрьева Дня!). Ну а косвенно... :) ...это уже другой вопрос.

Ах да, я ж о плохом должен был написать! :)

Так вот о плохом... Еще месяц спустя завершении этой эпопеи приходит опять письмо из CRA, от налогового офицера, который писал нам в самый первый раз, с требованием предоставить все необходимые документы. В письме говорилось, что "...поскольку вы не ответили на запрос от такого-то-января и не предоставили соответствующие документы, мы щас вас до нитки разденем, на мороз выставим, и все будут ходить и плевать на ваши посиневшие и покрытые мурашками тельца! Ах, да... и выплаты детских пособий мы вам тоже останавливаем, ха-ха-ха!" :( Ну ептыть... ну что ж это такое, а!

Самое обидное, что ни оригиналов ни копий ранее предоставляемых документов уже на руках не было - и пришлось по новой делать запросы по бывшим лендлордам, по новой писать/звонить во все школы и детсады, где наши дети ранее побывали, и всё такое. Плюс по новой подавать на аппеляцию.

На этот раз Ромы не оказалось между нами и налоговой...

...что дало мне возможность развернуться по полной, и буквально на пальцах объяснить что я думаю о них, об этой их системе, об этой их бюрократии, о необходимости по нескольку раз предоставлять одни и те же документы, и т.д. 

Письмо (заказное, с трек-контролем) с аппеляцией и кипой сопроводительных документов в очередной раз ушло в Виннипег (там находится головной офис налоговой) - надо было убедиться что письмо, во-первых, дошло, и во-вторых, дошло именно до нужного налогового офицера.

Через несколько дней этот самый офицер позвонил домой...

...и в течение двадцати минут объяснял что произошло недоразумение, что в силу определенных бюрократических нестыковок между департаментами случаются иногда подобные случаи, которые вызывают определенный конфуз, и т.п. При этом не менее дюжины раз офицер извинился на причиненные нам неудобства, за вызыванное беспокойство, и за повторный сбор документов. Потом еще с десяток раз(!) извинился, опять повторил что файл закрыт, никаких последствий нет, все детские будут выплачиваться и всё в таком духе. Мне ажно прям неудобно стало... :) ...за вызванное беспокойство. Тем не менее, вопрос вроде как окончательно закрылся!

Хм... опять получилось как-то не-недобро :) Вроде начал заупокой, а закончил как-то заздравие. Хотя, с другой стороны, вспоминая свои походы в ростовскую налоговую и ОБЭП, где прессовали так что сомневался а выйду ли вообще от них, общение с местными их коллегами иначе как дружественной беседой назвать язык не поворачивается. Так что, опять, не получилось плохое написать... :) уж извините!

Однако, в дополнению к опыту общения с местными бюрократами-налоговиками, занес в свой "справочник местного жителя" следующее:
- По приезду, надо сразу же открыть себе электронный эккаунт (http://www.cra-arc.gc.ca/loginservices/) и с достаточной регулярностью проверять его содержимое. Вся(!!!) информция, касаемая ваших налогов - там! Все сообщения, все документы, все расчеты/налоги/возвраты/пособия/дотации, все возможные формы, общение с налоговой, адреса, финансово-жилищно-институтоционные данные, все запросы... в общем, всё-всё-всё прямым либо косвеным образом касаемое налогов - всё будет там. 
- Как уже упомянул выше, чекить эккаунт надо регулярно! Адреса, телефоны, выплаты и т.п. - если появляется какая-то нестыковка, сразу же сообщать об этом в CRA. Прям там же, электронно... Лучше это выявить на начальном этапе и быстро устранить проблему, чем потом валяться под этим бюрократическим катком. Канада, конечно же, достаточно логичная с точки зрения бюрократии страна, и в большинстве случаев проблема решится в пользу обывателя - но лучше избежать всей этой нервотрепки.
- Все документы надо хранить 5-6 лет (или даже больше), на случай каких-либо вопросов. Вообще, рекомендуется трехлетнее хранение - но вот в нашем случае оказалось, что потребовались документы более длительного срока.
- Всё общение с официальными структурами, если они идут по обычной почте, лучше отправлять заказными письмами с трек-контролем. Это впоследствии снимает ответственность с отправителя, и дает возможность перенести игру с ними на свое поле.
- Всю переписку (электронную и бумажную) копировать/сканировать в обязательном порядке! Любая мало-мальная бумажка в любой момент может оказаться мега-нужной, и её отсутствие может вызвать серьезную проблему...

Вроде выше упомянутые моменты банальны и очевидны... но, блин, если б сразу следовали им, сколько б головняка удалось бы избежать, и сколько нервных клеток сэкономить. В общем, как это часто случается, "умная мысля приходит опосля" :)

Ну и резюмируя всё выше сказанное, хотелось бы отметить, что бюрократия, в частности канадская, не так страшна, ибо, во-первых, она логична, предсказуема, и следует букве закона, а во-вторых, поняв эти бюрократические правила и приняв их, становится достаточно легко принимать их игру и подстраивать её под себя :) Собственно, этот же подход прекрасно работал и со страховой, и со строителями... 

Ну и напоследок, желаю никому с этим всё таки не сталкиваться ;)

13 комментариев:

  1. жесть конечно! сочувствую.
    помню заводил в CRA электронный экканут, даже сохранил письмо с паролем и прочим. только потом как понадобилось, пошел логинится, а мне ответили - если больше чем пол года назад завадили - пардоньте, всё теперь по новой делайте: мы систему переставили. вот так и готовь сани летом...

    ОтветитьУдалить
  2. Всё хорошо, что хорошо кончается!
    У Вас прям, налоговый вестерн получился :) Да, вот и думай, выкидывать ли, "ненужные" бумажки, после этого.

    ОтветитьУдалить
  3. В общем, да - и сани надо готовить заранее, и бумажки все хранить, и обязательно копии делать. Чертовски обидно было когда пришло второе письмо (последнее), а у нас не было оригиналов на руках, ибо их еще в марте отправили, как не было и копий (ибо не хватило ума сделать).

    Зато, сегодня утром в ящике лежало письмо из CRA, с официальным подтверждением закрытия дела! :)

    В любом случае, это послужило хорошим уроком на будущее, и дало возможность понять принципы работы местной системы. Хотя, с другой другой стороны после всех наших переездов-пожаров-наводнений-землятресений... ну почему опять? :(

    ОтветитьУдалить
  4. Вам повезло, что свистопляска была с налоговой.
    А у нас такая же фигня получилась с гражданством. Вроде выезжали мы из Канады за три года всего на неделю, один раз, всей семьей, а доказывать, что действительно все это время проживали в стране, пришлось с пристрастием. Какие только документы с нас не требовали:).

    Читатель

    ОтветитьУдалить
  5. Да, нам это еще предстоит... Книжку для экзамена прислали еще 4 месяца назад, всё никак руки не дойдут почитать (а уже б пора!). После всего выше озвученного, коллекционируем все возможные документы аки нумизмат монеты времен фараонов :)

    ОтветитьУдалить
  6. Все документы надо хранить 5-6 лет (или даже больше), на случай каких-либо вопросов. Вообще, рекомендуется трехлетнее хранение - но вот в нашем случае оказалось, что потребовались документы более длительного срока.
    ======================================
    Павел, стандартный срок в течение которого к вам "может обратиться за разъясненями" любая гос.инстанция в Канаде это СЕМЬ лет. Что раньше было- они не имеют права "аудитировать". Так что не 3 и не 5, а 7 лет, пожалуйста, храните свои бумаженции.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну вот, я уже услышал третью версию - семь лет :)

    ОтветитьУдалить
  8. Sorry can you write down which number you have used to contact them. I am trying to change my address by calling their contact from CRA's website. But all numbers are invalid. So, your assistance is highly appreciated.

    ОтветитьУдалить
  9. Честно говоря, я номера не помню. Взял на их сайте, один из 1-800-...

    ОтветитьУдалить
  10. Я тоже "счастливчик", получивший письмо с просьбой подтвердить документально моё совместное проживание с детьми в Канаде. И так же как у Вас - отослала кипу бумаг и забыла. Через месяц письмо : мы получили ваше письмо и рассмотрели ваши документы, вы подлежите получению фэмили бенефитов и кредитов и бла-бла-бла. А через 2 недели ОПА - верните нам 20 тысяч (все, что получила за 3 года на двоих детей), т.к. у вас изменилось количество зависимых детей. Какого???
    Причем UCB попросили вернуть за 4 года, когда я получала его всего 2 (сыну 2 года). Вообще весло - вернуть деньги, которых я в глаза не видела...
    Написала им письмо (приорити мэйл с отслежкой), приложила копию с предыдущего, где сказано, что всё ОК, приложила распечатку с моего он-лайн аккаунта, что юниверсал бенефит я получала 2 года, а не 4. И напомнила, что все документы я им вообще-то уже выслала. На всякий случай продублировала факсом свои возмущения. Звонить стоит?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не специалист по налогам :) поэтому затрудняюсь ответить на тему стоит ли звонить. Однако, надо отдавать отчет что СРА это большая организация с большим бардаком, так что сразу они навряд ли решение примут (если это, конечно, не касается снять с нас, налогоплательщиков, денех и положить их на свой счет :)). Как правило, они принимают решение в срок до 90 дней с момента получения документа. Поэтому, полагаю, было бы логичным подождать 90 дней (по трекеру день получения можно посмотреть), и если никакого движения с их стороны не будет, то звонить.

      Удалить
  11. я както удивлена, может мы с вами в разных канадах живем? 20 тыщ на детей вы получили?! а мы по 70 баксов в месяц всего... где ж справедливость....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По 70 баксов в месяц - этого быть не может. Минимальная сумма обязательных детских выплат - 100 баксов в месяц (Universal Child Care Benefit) на каждого. Плюс провинциальные выплаты по три с чем-то сотни (здесь точно не помню сумму), плюс выплата пособия на детсад 546 баксов в месяц, плюс по мелочам всякое. За два с копейками года даже больше двадцати тыщ получилось.
      Правда, от CRA удалось отбиться :)

      Так что за справедливостью надо обратиться в соответствующие органы. У Иры Сазанович хорошая статья на эту тему есть (http://sazanovich.blogspot.ca/2011/02/blog-post_24.html), где много полезной информации и ссылок по теме.

      Да, если подаваться на выплаты и субсидии можно в любое время - государство все равно выплаты будет считать с момента залендивания, и выплатит все до последней копейки.

      Удалить